Деньги,
10 марта 2014 г.
Неизведанный полис
1552 просмотра
Банк России согласился увеличить тарифы ОСАГО. Это снимет трения между страховщиками и государством и сдвинет с мертвой точки реформу автострахования. Новая «автогражданка» оснащена дополнительными удобствами. Впрочем, анализ «Денег» показал, что и нынешними возможностями ОСАГО — правом оформлять бумаги в связи с аварией без ГИБДД и компенсировать ущерб здоровью — пользуется не более 9% водителей, попавших в ДТП.
В начале марта на Красноярском экономическом форуме первый зампред ЦБ Сергей Швецов объявил о планах регулятора пересмотреть тарифы ОСАГО. «Десять лет тариф не менялся, а за это время и запчасти подорожали, и инфляция какая-то есть,-- заявил он.-- Сейчас делаются расчеты, по итогам будет понятно, на какую величину будет пересмотрен тариф». По его словам, итоговые цифры будут готовы в течение ближайших недель. По ожиданиям страховщиков, речь идет о подъеме на 25%.
Вопрос о росте тарифов до сих пор сдерживал глобальную реформу ОСАГО, в рамках которой водители получат массу дополнительных бонусов (в частности, расширение выплат по «железу» с 120 тыс. до 400 тыс. руб.). Крупные страховщики публично заявляли о намерении уйти с этого рынка в случае отказа правительства пересмотреть тарифы. Однако теперь поправки в закон об ОСАГО будут оперативно рассмотрены Думой -- уже в весеннюю сессию.
Проще не значит лучше
Одно из главных нововведений новой редакции закона об ОСАГО -- увеличение потолка выплат по европротоколу (упрощенный порядок оформления аварий без ГИБДД) с 25 тыс. до 400 тыс. руб. в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и до 50 тыс. руб.-- в остальных субъектах федерации.
Преимущество европротокола в том, что не нужно ждать сотрудника ГИБДД для оформления справки о ДТП (ее требуют страховщики). Кроме того, пока не приехал инспектор, трогать поврежденные машины запрещено, что, как правило, приводит к пробке. По данным ГИБДД, в 2013 году инспектора зафиксировали справками 3,8 млн аварий, в ходе которых вред был причинен только имуществу. В ГИБДД посчитали: на каждую мелкую аварию инспектора тратят в среднем час времени. Исходя из средней зарплаты инспектора 720 тыс. руб. в год и 40-часовой рабочей недели в 2013 году бюджет потратил на оформление мелких ДТП около 1,3 млрд руб.
Сегодня в России европротоколом, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), пользуется всего 9% водителей, попавших в ДТП. Водителям приходится гадать, хватит ли 25 тыс. руб. на ремонт бампера или капота (чаще всего в мелких ДТП страдают именно эти детали). Страховщики, гаишники и чиновники считают, что благодаря увеличению выплат по европротоколу граждане станут чаще оформлять аварии без инспекторов, а значит, и пробки уменьшаться, и гаишникам станет проще работать.
Однако эксперты опасаются, что увеличением суммы выплат вопрос не решится. Во-первых, одно из условий европротокола -- отсутствие разногласий между пострадавшими водителями: проще говоря, они должны на месте договориться, кто виноват в ДТП. По оценкам главы «Главстрахконтроля» Николая Тюрникова, примерно в 20% случаев у водителей на месте аварии возникают непреодолимые разногласия. «Научить их договариваться на месте мы не можем, они в любом случае останутся за рамками европротокола»,-- говорит эксперт.
Вторая причина -- боязнь водителей неправильно оформить страховое извещение (они должны сделать это самостоятельно на месте аварии). Классический сюжет: сталкиваются две машины зимой, ручек ни у кого нет, писать не на чем, темно... Опасения граждан вполне обоснованны: в 2013 году страховые компании, по данным РСА, отказали 11% водителей в возмещении убытков по европротоколу, причем в половине случаев -- из-за неверно оформленных извещений. Год назад РСА предлагал обучать водителей заполнять документы по страховке в автошколах, но идея не прошла в Минобрнауки. По словам лидера движения автомобилистов «Синие ведерки» Петра Шкуматова, страховщики часто придираются к откровенным мелочам вроде запятых и орфографии, порой доводя ситуацию до абсурда, в итоге водители остаются без денег.
Сопротивление страховщиков в принципе объяснимо -- в России высок уровень мошенничества среди водителей (15-20% общего объема страховых выплат по рынку, по мнению компаний, относится к случаям, имеющим признаки мошенничества). «К сожалению, мы не можем исключить, что недобросовестные клиенты захотят воспользоваться возможностями безлимитного европротокола в своих интересах»,-- говорит управляющий директор управления добровольных видов автострахования группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
Именно по этой причине в поправках к закону об ОСАГО кроме увеличенной суммы выплат содержатся и новые требования к европотоколу. «Поскольку ГИБДД не будет выезжать на место ДТП, страховщикам необходимы объективные доказательства, что ДТП произошло в данном месте при таких-то обстоятельствах,-- говорят в РСА.-- Место ДТП можно зафиксировать при помощи систем мониторинга, ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. ДТП можно воспроизвести и с помощью записи видеорегистратора». Отметим, что это предложение появилось в общем пакете поправок к закону об ОСАГО с подачи правительства РФ на одном из последних совещаний в Белом доме.
Выходит, что на выплату 400 тыс. руб. смогут претендовать лишь отдельные водители, которые заранее задумались о возможности аварии. Для применения расширенного европротокола в четырех регионах нужно будет сначала подключить машину к спутниковой системе (РСА составит список компаний, куда можно будет обращаться гражданам). В Москве, к примеру, цена годового контракта с мониторинговой компанией (плюс стоимость прибора) начинается с 10 тыс. руб. Если «спутника» и видеорегистратора нет, предельная выплата по европротоколу автоматически снижается до 50 тыс. руб.
«Страховым компаниям надо прекратить подозревать своих клиентов в мошенничестве: видеофиксатора или снимков, сделанных на мобильный телефон, в качестве доказательств достаточно,-- считает Николай Тюрников.-- Страховщики могут легко потребовать, чтобы система мониторинга обязательно стояла и на всех машинах, попавших в аварию. Очевидно, что никто подключаться к этим системам не будет: средняя стоимость полиса ОСАГО по России составляет 3 тыс. руб., а базовое оборудование обойдется в три раза дороже».
По оценке Тюрникова, ущерб, который наносится государству из-за простоя работоспособных граждан в пробках, образовавшихся по причине мелких ДТП, когда их участники ждут ГИБДД, измеряется десятками миллиардов рублей. «Это сумма несравнима с возможными рисками, которые могут понести страховщики при действиях мошенников,-- добавляет он.-- Те, если очень захотят, обойдут и новые требования: инсценируют ДТП, заранее установив на машины спутниковую систему».
Жизненная необходимость
В новом законе об ОСАГО будут расширены выплаты и по «жизни» (компенсация ущерба здоровью) со 160 тыс. до 500 тыс. руб. для одного потерпевшего в аварии. Сегодня доля таких выплат в общем объеме выплат по ОСАГО ничтожна -- менее 1%, по оценке РСА (общий объем выплат в 2013 году составил 78,1 млрд руб.) «В настоящее время в соответствии с правилами ОСАГО объем возмещения при причинении вреда здоровью определяется в соответствии с Гражданским кодексом,-- объясняют в союзе.-- При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещаются дополнительно понесенные расходы на лечение, которые не покрываются ОМС, поэтому их доля невелика». К примеру, в случае смерти потерпевшего возмещаются расходы на погребение (до 25 тыс. руб.), а в случае смерти кормильца иждивенцам погибшего производится фиксированная выплата в размере 135 тыс. руб. «Понятно, что сумм выплат зачастую недостаточно для полноценного лечения»,-- признают в РСА. Кроме того, в большинстве случаев качество и объем лечения по ОМС потерпевших устраивают.
В других видах обязательного страхования сумма выплат по вреду жизни составляет 2 млн руб. Речь идет о страховании особо опасных объектов или пассажирских перевозок, где при этом действуют фиксированные нормативы выплат в зависимости от полученных травм. К примеру, если сломан нос, полагается выплата в размере 5% страховой суммы (от 2 млн руб.), при переломе челюсти -- уже 3%, при переломе плеча -- 15%. На полную сумму могут претендовать только инвалиды первой группы и дети-инвалиды. Максимальная же выплата для обычного человека не превышает 75% при действительно серьезных увечьях, например потере конечности или переломе позвоночника. Аналогичные таблицы выплат по травмам для ОСАГО будут разработаны Минфином.
«Идея с таблицей и записанными в ней конкретными суммами правильная. Думаю, что новыми возможностям граждане будут активно пользоваться,-- уверен Николай Тюрников.-- Важно, что сегодня пострадавший имеет право получить у страховой компании лишь компенсацию в части, не покрываемой в рамках ОМС. По новым правилам граждане будут в любом случае получать положенные деньги и тратить их на свое усмотрение, например на реабилитацию». При этом эксперт отметил, что заложенные в проекте РСА расценки по компенсации вреда жизни и здоровью, могли бы быть и выше. Дело в том, что размер компенсаций будет рассчитываться не от 2 млн, а от 500 тыс. руб. Это значит, что, к примеру, за сломанный нос пострадавший в ДТП по ОСАГО получит 25 тыс. руб., то есть меньше, чем пострадавший в ДТП пассажир общественного транспорта -- по полису страхования пассажирских перевозок.
Детальный подход
Еще одна проблема, которая решается поправками, касается разногласий по поводу оценки ущерба, возникающих между страховщиками и автовладельцами. Единую методику подсчета ущерба Минтранс должен был разработать еще десять лет назад, но так этого и не сделал. В итоге каждая страховая компания считает ущерб по-своему (средняя сумма выплаты по ОСАГО сегодня составляет около 24 тыс. руб., и как правило, ее на ремонт не хватает). Отчасти из-за этого не работает и европротокол: водители опасаются, что страховщик насчитает ремонта больше чем на 25 тыс. руб., и в этом случае страхователь не получит вообще никаких денег, ведь справки ГИБДД о ДТП у него не будет. В результате споров со страховыми компаниями водители обращаются в суды. Последние нередко занимают сторону пострадавших граждан, вынуждая страховщиков компенсировать полную сумму ущерба (по данным РСА, по итогам первого полугодия 2013 года около 20% выплат по ОСАГО было осуществлено в соответствии с судебными решениями).
Методику оценки ущерба и проведения экспертиз взялся разработать РСА: проект уже готов, утвердить документ теперь должен будет Центробанк РФ. Второй шаг, самый сложный,-- составить ценовой справочник, который будет содержать порядка 50-70 млн позиций (в РСА обещают подготовить его к 1 июля). По словам президента РСА Павла Бунина, документ будет состоять из трех частей: цен на комплектующие, цен на расходные материалы (например, краску), стоимости нормо-часов в автосервисах. Раз в полгода справочник будет обновляться, при этом в РСА обещают, что каталог будет в свободном доступе -- с ним сможет ознакомиться любой желающий (справочник могут выложить, к примеру, на сайте РСА). Таким образом, в случае спорных ситуаций каталог будет доступен не только страховщикам, но и автовладельцам.
Страховые компании поддерживают создание единых стандартов оценки ущерба. «В существующей системе по расчету страховых выплат отсутствует прозрачность, в каждой страховой компании могут действовать свои правила,-- говорит Сергей Демидов.-- Если единая методика ущерба сможет обеспечить одинаковые результаты расчета стоимости восстановительного ремонта, это позволит улучшить имидж всей страховой отрасли». «Всем станет проще работать,-- добавляет директор департамента транспортного страхования ОАО САК «Энергогарант» Андрей Воробьев.-- Когда в одной независимой экспертизе человеку определяют ущерб в 100 тыс. руб., а другой -- уже в 200 тыс., возникают споры и судебные разбирательства. Дело в том, что у первого эксперта одна методика, у второго -- другая. Если будет единая методика оценки ущерба, проще и удобнее будет всем, а у судов и автоюристов убавится работы».
«Идея ввести единую методику по сути верная,-- говорит Николай Тюрников.-- Но, судя по уже разработанному проекту, нововведение не сулит водителям ничего хорошего». По его словам, сейчас страховые компании выплачивают в среднем 40% суммы, необходимой на ремонт, полную сумму удается взыскать лишь через суды. «Страховые компании и их эксперты знают, как посчитать честно, но не делают этого, чтобы извлечь максимальную прибыль,-- говорит Тюрников.-- Единая методика по большому счету узаконит нечестный расчет. В проекте, к примеру, прописана возможность рассчитывать цену ремонта, ориентируясь на подержанные детали. Количество краски будет определяться по минимально необходимому объему, без запаса. Таких примеров много. В итоге полезность такой методики -- со знаком минус».
В результате, предполагает эксперт, даже суд не сможет защитить права пострадавшего водителя, поскольку действия страховщиков будут подкреплены единой методикой, имеющей статус официального документа.
Иван БУРАНОВ
Топ-100 страховщиков по сборам по итогам 9 месяцев 2013 года
Топ-100 страховщиков по выплатам по итогам 9 месяцев 2013 года
Вся пресса за 10 марта 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|